Формы организации физического воспитания в школе
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.
1. Урок физической культуры.
Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д. Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплексы из 7—9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6—7 мин. Комплексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т. е. 2—3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде — в помещении. Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
3. Внеклассные формы организации занятий.
К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:
- Спортивные секции по видам спорта;
- Секции общей физической подготовки;
- Секции ритмической и атлетической гимнастики;
- Школьные соревнования;
- Туристские походы и слеты;
- Праздники физической культуры;
- Дни здоровья, плавания и т. д.
Цель внеклассных форм занятии состоит в том, чтобы:
- содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;
- удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
- обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.
Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
Формы физического воспитания в семье
К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:
- Утренняя гигиеническая гимнастика;
- Физкультурные минутки во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30—35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;
- Идивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая гимнастика; оздоровительная аэробика; стретчинг, калланетика и др.;
- Активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;
- Участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах и викторинах,
- Семейные походы в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;
- Закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.